Клоакинг (cloaking) - технология "подмены" веб-страницы, с целью улучшить поисковый рейтинг и/или предотвратить кражу оптимизированной для поисковых машин страницы.
Первая встреча с клоакингом

Впервые я познакомился с клоакингом по объявлению. Некий буржуазный веб-деятель по имени Петруха клялся, что разведал самые сокровенные секреты поисковых систем и за некоторую сумму поделится ими с кем угодно. В доказательство он приводил ссылки на страницы, созданные по его рецептам. Они были в 1-й десятке результатов запроса на AltaVista, и это впечатляло.

Изучение страниц "изнутри" и "снаружи" к выдающимся открытиям не привело. Я понял, что "тайна сия велика есть" и подписался на Петрухину рассылку. В первом же письме оптимизатор-самородок поведал некоторые детали своей технологии. Суть состояла в том, что поисковой системе "подкладывалась свинья" в виде ужасного вида спам-страницы, содержащей полную ахинею - этакий бред пьяного робота. 

Страницы создавались динамически и насыщались заданной ключевой фразой "по самое не хочу", что и обеспечивало им высокий рейтинг. Причем технология подразумевала производство таких "свиней" в массовом порядке и подмену ими всех страниц подлежащего оптимизации сайта. О том, как именно осуществлялся подлог, Петруха умалчивал. Это наводило на подозрения.

Позднее автоответчик прислал еще несколько писем, в каждом из которых цена чудо-оптимизатора последовательно снижалась и, в конце-концов, упала в 3 раза. Сделав вывод, что мой благодетель из категории "плохих парней" и дела у него идут неважно, я благополучно забыл про клоакинг, так и не вникнув в суть до конца.

Цели клоакинга

Клоакинг сам по себе не является синонимом спама. Точно также как обычный почтовый клиент может стать дьявольским орудием спамера, так и клоакинг может использоваться для спама поисковых систем. Однако, это далеко не вся истина.
Если вы создадите удачную страницу с высоким рейтингом в поисковых машинах, то можете столкнуться с неприятностями: 
Страницу могут элементарно украсть и опубликовать на другом сайте. И мало того, что не поставят ссылку на ваш сайт, так еще присвоят авторство!

 
Если страница коммерческая (например, оптимизированное "письмо-убийца"), то конкуренты могут ее полностью скопировать и использовать в собственных целях, нанося прямой удар по вашему карману!

 
Код страницы будут "изучать под микроскопом" при помощи анализаторов (типа WebPosition Gold), чтобы понять, чем же она так "угодила" поисковику? И, разумеется, будут пытаться создать что-то подобное.
Клоакинг способен решить эти, а также другие проблемы, связанные с недостатками самих поисковых систем. Вы можете выставить "на публику" страницу с каким угодно кодом, а пауку поисковой системы показывать оптимизированную версию. Дело в том, что некоторые особенности дизайна затрудняют индексацию. Это и flash, и javascript-навигация, графика, многократно вложенные таблицы, избыток кода в начале страницы и т. д.

Кроме того, можно создавать оптимизированные версии сайта под каждую поисковую систему и корректировать контент без риска потерять позицию. Благодаря этим мерам можно многократно увеличить поисковый трафик, а следовательно заработать больше денег!
Отношение к клоакингу

Поисковые системы ненавидят клоакинг и приравнивают его к спаму! Они считают, что паук должен видеть то же, что и обычный посетитель. Но не является ли в таком случае спамом создание отдельных версий сайта для разных броузеров или платформ? Как быть со страницами, которые пользователь может настраивать по своему вкусу? А если страница динамическая и постоянно изменяется? На эти вопросы нет однозначных ответов, так как поисковые системы не имеют четких правил. Однако, если вас каким-то образом "вычислят", то могут забанить...

Тем временем, многие авторитетные предприниматели используют клоакинг, причем не стесняются говорить об этом вслух. Клоакинг любит, например, Майкл Кемпбелл - специалист по оптимизации, зарабатывающий на одних только партнерских программах более $200 000 в год. Майкл начал применять эту технологию для того, чтобы защитить свои суперстраницы от копирования и подражания, однако потом вошел во вкус и стал делать отдельные версии сайтов под каждый крупный поисковик.

Мнение Майкла: "Клоакинг - очень противоречивый и мощный инструмент. Будьте честными и этичными. Не занимайтесь спамом. Не вводите посетителя в заблуждение. Не воруйте страницы с других сайтов и не прячьте их с помощью клоакинга. Эта технология может быть плохой или хорошой - все зависит от того, как она применяется".

А вот что говорит создатель коммерческого скрипта Food Script Джон Херд:
 
"Я использую этот софт с 1995 года и не один из моих доменов не забанили. Чтобы избежать неприятностей, придерживайтесь 2-х правил:
 
1) Если вы пытаетесь ввести посетителя в заблуждение и показываете ему нерелевантное содержание, то нарветесь на неприятности. Если прячете украденную страницу, то это не поможет - рано или поздно вас все равно поймают.

2) Если созданная вами страница абсолютна релевантна вводимому запросу, и вы даете посетителю именно то, что он ищет, то вы только помогаете поисковой системе, посетителю и самому себе!"
Не гнушается клоакингом и Борис Чоу, директор компании Internet Marketing Challenge, рассылка которой входит в каталог Библиотеки Американского Конгресса. Уж его-то назвать спамером просто язык не повернется!

Впрочем, есть и другие авторитетные оптимизаторы, которые категорически против клоакинга. Но знаете, что я заметил? Их бизнес основан на анализе чужих страниц! ;-)

Простые примеры этичного клоакинга
1) Сайт содержит усложненную систему навигации, которая эффектно выглядит, но поисковые системы не могут разобраться в хитросплетениях javascript. Вы показываете паукам ту же страницу, но заменив ее панель навигации обычными текстовыми ссылками.

2) Вы не хотите, чтобы конкуренты узнали, как размечена ваша страница. Публичную версию форматируете через CSS, а поисковой машине показываете версию с логической HTML-разметкой.

3) Ваш сайт - сплошной flash. Делаете для машины HTML-версию с тем же содержимым. (Хотя в этом случае правильнее будет сделать публичную HTML-версию).

Примеры неэтичного клоакинга:
1) Технология Петрухи, то есть "клоачный" скрипт + генератор спамных дорвеев. 
 
2) Воровство чужих страниц и их скрытие через клоакинг.

Реализация клоакинга
Технически клоакинг реализуется довольно просто - с помощью Perl-скрипта или ASP/PHP. Когда к веб-серверу поступает запрос, то он, вместо того чтобы сразу выдать индексный файл, сначала запускает клоачный скрипт. Скрипт сравнивает IP-адрес запросчика с имеющейся базой данных. Эта база содержит IP-адреса известных пауков. Если выяснится, что IP принадлежит пауку, то будет выдана соответствующая оптимизированная версия. Если адреса в базе нет, то показывается публичная версия. Вот, собственно, и все.